Сбились с пути: ЕС необходимо пересмотреть свою политику общественного здравоохранения

7 апреля европейское отделение Всемирной организации здравоохранения отметило Всемирный день здоровья 2024 года с резонансной темой: «Мое здоровье, мое право». Это назначение является своевременным и необходимым, учитывая рост неинфекционных заболеваний (НИЗ), от которых страдает континент, и растущие барьеры к доступу к здравоохранению, с которыми сталкиваются его граждане.

Следуя этому празднованию, Европейская комиссия попыталась связать этот знаменательный день со своими более широкими амбициями по созданию Европейского союза здравоохранения, уделяя особое внимание таким инициативам, как Европейский план борьбы с раком. В основе этих усилий лежит глубокая приверженность борьбе с ведущими факторами НИЗ, включая употребление табака и нездоровое питание. Однако, несмотря на благородные намерения и значительные инвестиции, растет обеспокоенность тем, что стратегия ЕС, возможно, не достигает цели в борьбе с проблемами общественного здравоохранения.

Упущен момент в питании

Подход Комиссии, хотя и амбициозен, похоже, упускает важнейшие возможности для продвижения научно обоснованной политики, направленной на устранение коренных причин проблем здравоохранения в Европе. Это упущение особенно бросается в глаза в сфере борьбы против табака. Несмотря на то, что употребление табака является основной причиной преждевременной смертности внутри блока, политика Брюсселя в этой области, похоже, дает сбои, в первую очередь из-за пагубного влияния больших табачных компаний. Вмешательство табачных лоббистов привело к заметным задержкам в обновлении Директивы о табачных изделиях и Директивы о налогообложении табачных изделий, что препятствует прогрессу в решающей битве за общественное здравоохранение.

Еще одной серьезной проблемой является кризис ожирения в Европе, который еще больше усложняет ситуацию в области общественного здравоохранения. Европейская комиссия справедливо определила здоровое питание в качестве важнейшего элемента своей стратегии «От фермы до вилки», которая является частью Европейского зеленого курса. Однако основное политическое предложение стратегии, направленное на стимулирование европейцев к более здоровому питанию, основано на маркировке на лицевой стороне упаковки (FOP), призванной помочь потребителям сделать лучший выбор при покупке продуктов.

Было предложено несколько лейблов, в том числе Nutri-Score, который выделяется резкой критикой со стороны научного сообщества практически с самого первого дня. Предложенный французами Nutri-Score, являющийся предметом интенсивных дебатов, подвергся критике как чрезмерно упрощенный и вводящий в заблуждение из-за его тенденции отдавать предпочтение обработанным продуктам. Пожалуй, самым ужасным с научной точки зрения является тот факт, что Nutri-Score не был разработан в соответствии с научным методом. Например, недавнее голландское исследование показывает, что разработчики Nutri-Score принимали участие в большинстве исследований, в которых система оценивалась положительно. Это резко контрастирует с независимыми исследованиями, более 60% из которых подвергли систему негативной критике.

Хотя дебаты о внедрении системы бездействовали в течение нескольких месяцев, отчасти потому, что недостатки системы не были убедительно решены, попытка президента Бельгии возобновить дискуссию теперь грозит внести дополнительный элемент путаницы в процесс определения политики.

Путь назад к разумной политике

Это политическое противостояние отражает более широкую проблему в стратегии здравоохранения ЕС: неспособность принять целостный, системный подход. Хотя Европейский союз здравоохранения и связанные с ним инвестиционные программы означают смелый шаг на пути к более здоровому континенту, их потенциал остается недостаточно использованным из-за узкого внимания к конкретным угрозам здоровью и поэтапным решениям. Например, борьба с эпидемией ожирения требует большего, чем просто стратегия маркировки. Вместо этого ему действительно нужны комплексные меры, направленные на устранение социально-экономического неравенства, недостатков городского планирования и пробелов в образовании, которые способствуют нездоровому образу жизни. Это также подчеркивает сложность и многогранный характер общественного здравоохранения, где межсекторальный подход имеет решающее значение для достижения требуемых результатов.

Честно говоря, европейские политики уже поняли этот факт. Это отражено в акценте Европейского агентства по окружающей среде на озеленении городских территорий, поскольку признано, что зеленые и синие пространства (берега рек и побережья) способствуют укреплению здоровья и благополучия, что приводит к «снижению риска ожирения у детей, улучшению здоровья сердечно-сосудистой системы и более низкие показатели депрессии у взрослых». Они также улучшают «качество воздуха, снижают шум, снижают температуру в жаркие периоды и повышают биоразнообразие городских ландшафтов».

Хотя лучшее образование в области продуктов питания и питания имеет ключевое значение, особенно среди детей и молодых родителей, ЕС также мог бы быть более амбициозным в обеспечении доступности более здоровых вариантов. Исследование, проведенное в 2020 году по вопросам реализации Европейского плана действий ВОЗ в области пищевых продуктов и питания на 2015–2020 годы среди государств-членов Европейского региона ВОЗ, показывает, что «продукты и напитки с высоким содержанием жиров, трансжирных кислот, сахаров и соли (продукты с высоким содержанием насыщенных жиров, соли и/или соли) стали более распространенными. широко доступны, дешевле и активно рекламируются, особенно среди детей». Подразумевается, что ЕС мог бы использовать правила маркетинга и ограничения продаж, чтобы избежать чрезмерного потребления этих продуктов.

Это показывает, что, поскольку Европа сталкивается с растущей проблемой НИЗ и ожирения, настало время для переоценки ее стратегий общественного здравоохранения. Нынешние усилия Европейской комиссии, хотя и достойны похвалы по своим масштабам и амбициям, должны развиваться, чтобы более эффективно решать сложное взаимодействие факторов, влияющих на состояние здоровья. Приняв целостный подход, Брюссель сможет не только более эффективно бороться с НИЗ, но и проложить путь к более здоровой и устойчивой Европе.

By admin

Related Post